Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны

Методика "Обследование связной речи" Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

Для диагностики была использована методика «Обследование связной речи» Ушаковой О.С., Струниной Е.М., представленная в книге: Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.– М.: «Владос», 2004 – 288с.

Старший возраст (5-6 лет).

Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

Старший возраст(6-7 л.)

Цель: выявить умение описывать по картине

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи ( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Задание 3. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

22 июля 2018 в 08:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.