Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы


Пояснительная записка

   Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса, усвоении грамматического строя речи играет художественная литература. Она открывает и объясняет ребёнку  жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление, память, воображение ребенка ,обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.  Важно, чтобы первая встреча с ней произошла как можно раньше, в дошкольном детстве. Разрабатывая перспективный план , учли специфику работы с детьми с ОНР, внесли изменения в список рекомендуемой  литературы программы М.А.Васильевой по разделу «Ознакомление с художественной литературой» для старшей и подготовительной к школе групп, в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной и программой Н.В.Нищевой.

Художественные произведения подбирали с учетом возраста детей и лексической темы недели. Ознакомление с художественной литературой можно проводить как на занятиях, так и в свободное время.

Программно-методическое обеспечение.

Программы:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой.- М.Просвещение,2006 г.

2. Коррекционное  обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина.-М.1991 г.

3.Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,Т.В.Туманова.- М.Просвещение,2010 г.

4. Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4до7 лет).Н.В.Нищева.-СПБ,2009.

Методическая литература:

1.Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. В.В.Гербова.-М. Просвещение,1987г.

2.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М:АРКТИ,2009г.

3.Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. О.С.Гомзяк.- М:Издательство ГНОМ и Д,2010 г.

4. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. О.С.Гомзяк.- М:Издательство ГНОМ и Д, 2010 г.

5.Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Т.И.Бобкова,В.Б.Красносельская,Н.Н.Прудыус,О.И.Спроге.- Сфера,2008г.

6.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост.Р.И.Жуковская, ,Л.А.Пеньевская.- М.Просвещение,1983 г.

7.Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и  родителей. в 2 кн.авт/сост. С.Д.Томилова.- М.:Астрель: АСТ,2011г.

СЕНТЯБРЬ.

Тема недели: Здравствуй, детский сад!

Тема: Стихи про детский сад.

Программное содержание: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; учить, чувствовать напевность рифмованных фраз; формировать образную речь, развивать память и внимание.

Тема недели: Я и улица. Дорожная грамота.

Тема: Моя улица. Стихи о правилах дорожного движения.

Программное содержание: Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; развивать образность речи. Обобщить знания по правилам дорожного движения и навыков их соблюдения.

Тема недели: Золотая осень.

Тема: «О чем печалишься, осень?» Чтение стихотворений об осени.

Программное содержание: показать красоту осенней природы в процессе слушания художественных текстов, познакомить с произведениями разных авторов, развивать познавательный интерес.

Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.54.

ОКТЯБРЬ

Тема недели: Мой дом, мебель, посуда.

Тема: Сказка М.Михалкова «Лесные хоромы».

Программное содержание: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; учить находить сходство и отличие в сюжетах похожих сказок, учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.99.

Тема недели:  Осенние дары природы.

Тема: Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Программное содержание: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа, активизировать словарь детей; развивать память, мышление, связную речь; воспитывать положительные нравственные чувства.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.39

Тема недели: Перелетные птицы.

Тема: Украинская народная сказка «Хроменькая Уточка».

Программное содержание: Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.68.

Тема недели: Я и моя семья.

Тема: Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»

Программное содержание: Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев; видеть связь названия текста с его содержанием.

Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.84.

НОЯБРЬ

Тема недели: Осень. одежда, обувь, головные уборы.

Тема: Произведения Н.Носова Рассказ «Живая шляпа».

Программное содержание: Вспомнить творчество писателя Н.Носова; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес к любой книге, формировать умение осмысливать содержание произведения.

 Лит-ра: Гербова В.В.ст.54.

Тема недели: Поздняя осень. Деревья кустарники.

Тема: Стихотворение Е.Трутневой «Осень».

Программное содержание: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение подбирать эпитеты, сравнения; активизировать употребление в речи глаголов.

Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с58

Тема недели: Осень. Дикие животные.

Тема: «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамин-Сибиряк.

Программное содержание: Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Лит-ра: О.С. Ушакова.  Н.В.Гавриш. т 64

Тема недели: День матери. Профессии.

Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!»

Программное содержание: воспитывать уважительное отношения к маме; способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать, радовать. Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.

ДЕКАБРЬ

Тема недели: Здравствуй, Зимушка-зима.

Тема: Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»

Программное содержание: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на определенную тему.

Лит-ра: О.С. Ушакова.  Н.В.Гавриш. ст.78

Тема недели: Зима. Одежда, обувь, головные уборы.

Тема: С. Маршак «Перчатки».

Программное содержание: Закреплять знания о временах года, закреплять знания детей о домашних животных, диких животных, птицах. Знакомить с художественным произведением С. Маршака "Перчатки". Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;  упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; развивать образность речи.

Тема недели: Зима. Зимующие птицы.

Тема: Басня И.Крылова «Ворона и лисица».

Программное содержание: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. ст.82

Тема недели: Дикие животные зимой.

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк».

Программное содержание: Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, закреплять умение рассказывать от лица героя. Развивать память, воспитывать любовь к русским сказкам.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.75

Тема недели: Новогодний праздник.

Тема: Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Программное содержание: Познакомить с новой сказкой, учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.57

ЯНВАРЬ

Тема недели: Зимние забавы.

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».

Программное содержание: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

Лит-ра: О.С. Ушакова.  Н.В.Гавриш. ст.77

Тема недели:  Наш дом. Бытовые приборы.

Тема: Олеся Емельянова «Что включается в розетку».

Программное содержание: Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; развивать образность речи.

Тема недели: Продукты питания.

Тема: Чтение сказки А.Ремезова  «Хлебный голос».

Программное содержание: Познакомить детей с литературной сказкой А.Ремезова, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.32

ФЕВРАЛЬ

Тема недели: Дни благодарности и доброты.

Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Программное содержание: Познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского, учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; понимать и использовать в речи слова в их переносном значении, прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.57

Тема недели: В мире театра.

Тема: Чтение стихотворения С.Я.Маршака «В Театре для детей»

Программное содержание: Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение; развивать интерес к художественной литературе; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; закрепить знания театров г. Новосибирск; продолжать знакомить с театральной терминологией.

Тема недели: Зимушка хрустальная.

Тема: Рассказ С.Иванова «Каким бывает снег».

Программное содержание: Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.90

Тема недели: День защитника Отечества.

Тема: С. Алесеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа.

Программное содержание: Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни; развивать навыки пересказа литературного текста; учить применять в речи образные выражения, сравнения; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Лит-ра: Затулина Г.Я. ст.107

 МАРТ

Тема недели: Транспорт.

Тема: Н. Носов «Автомобиль» -чтение рассказа.

Программное содержание: Вспомнить творчество писателя Н.Носова; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес к любой книге, формировать умение осмысливать содержание произведения.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.54.

Тема недели:  Мамин праздник.

Тема: Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине".

Программное содержание: Развивать интерес детей к художественной литературе. Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Формировать интерес к отгадыванию загадок. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать речь как средство общения. Рассказывание стихотворения с помощью мнемотаблицы. Поощрять рассказ детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Тема недели:  Весна -красавица.

Тема: Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Программное содержание: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз;

Лит-ра: О.С. Ушакова.  Н.В.Гавриш. ст.104

Тема недели: Культура и народные традиции.

Тема: Малые фольклорные формы ,Инсценировка песенок.

Программное содержание: Поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Лит-ра: О.С. Ушакова.  Н.В.Гавриш. ст.101

Тема недели: Весна. Перелетные птицы.

Тема: В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» - работа по содержанию стихотворения.

Программное содержание: Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; формировать умение читать поэтическое произведение в лицах; побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; прививать любовь к природе.

АПРЕЛЬ

Тема недели: Весна. Дикие и домашние животные.

Тема: Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь».

Программное содержание: Познакомить со сказкой К.Ушинского, активизировать словарь варь детей, прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.49

Тема недели:  Космос. День космонавтики.

Тема: «Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».

Программное содержание: Познакомить детей с литературным произведением Н.Носова; учить определять характер персонажей; развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

Тема недели: День Земли.

Тема: стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой».

Программное содержание: уточнить представления о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь, имеются все условия: вода, воздух, тепло) ;

сформировать представление о Земле как об общем доме для всех, который надо любить, беречь.

Тема недели:  Книжкина неделя.

Тема: «Книжкины именины».

Программное содержание: Воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений. Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи). Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении, в драматизациях.

МАЙ

Тема недели:  День Победы.

Тема: Е.Благинина «Шинель». Заучивание стихотворения.

Программное содержание: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте); развивать память и внимание.

Лит-ра: Затулина Г.Я. ст.108

Тема недели: Цветущая весна. Насекомые.

Тема: Весна идет,весне дорогу! Чтение стихотворений о весне.

Программное содержание: Чтение детям стихотворений о весне Ф.Тютчева, Е.Бартынского, приобщение их к поэтической речи.

Лит-ра:Гербова В.В.ст68

Тема недели:  Здравствуй, лето.

Тема: Чтение рассказа В.Бианки «Май».

Программное содержание: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации .С помощью рассказа познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны

Лит-ра:Гербова В.В.ст.79

 

 

 

 

 

10 июля 2018 в 17:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.