Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20552.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Самойлова Олеся Петровна (УИ №435254, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы
Пояснительная записка Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира. Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса, усвоении грамматического строя речи играет художественная литература. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление, память, воображение ребенка ,обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Важно, чтобы первая встреча с ней произошла как можно раньше, в дошкольном детстве. Разрабатывая перспективный план , учли специфику работы с детьми с ОНР, внесли изменения в список рекомендуемой литературы программы М.А.Васильевой по разделу «Ознакомление с художественной литературой» для старшей и подготовительной к школе групп, в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной и программой Н.В.Нищевой. Художественные произведения подбирали с учетом возраста детей и лексической темы недели. Ознакомление с художественной литературой можно проводить как на занятиях, так и в свободное время. Программно-методическое обеспечение. Программы: 1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой.- М.Просвещение,2006 г. 2. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина.-М.1991 г. 3.Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,Т.В.Туманова.- М.Просвещение,2010 г. 4. Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4до7 лет).Н.В.Нищева.-СПБ,2009. Методическая литература: 1.Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. В.В.Гербова.-М. Просвещение,1987г. 2.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М:АРКТИ,2009г. 3.Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. О.С.Гомзяк.- М:Издательство ГНОМ и Д,2010 г. 4. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. О.С.Гомзяк.- М:Издательство ГНОМ и Д, 2010 г. 5.Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Т.И.Бобкова,В.Б.Красносельская,Н.Н.Прудыус,О.И.Спроге.- Сфера,2008г. 6.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост.Р.И.Жуковская, ,Л.А.Пеньевская.- М.Просвещение,1983 г. 7.Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. в 2 кн.авт/сост. С.Д.Томилова.- М.:Астрель: АСТ,2011г. СЕНТЯБРЬ. Тема недели: Здравствуй, детский сад! Тема: Стихи про детский сад. Программное содержание: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; учить, чувствовать напевность рифмованных фраз; формировать образную речь, развивать память и внимание. Тема недели: Я и улица. Дорожная грамота. Тема: Моя улица. Стихи о правилах дорожного движения. Программное содержание: Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; развивать образность речи. Обобщить знания по правилам дорожного движения и навыков их соблюдения. Тема недели: Золотая осень. Тема: «О чем печалишься, осень?» Чтение стихотворений об осени. Программное содержание: показать красоту осенней природы в процессе слушания художественных текстов, познакомить с произведениями разных авторов, развивать познавательный интерес. Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.54. ОКТЯБРЬ Тема недели: Мой дом, мебель, посуда. Тема: Сказка М.Михалкова «Лесные хоромы». Программное содержание: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; учить находить сходство и отличие в сюжетах похожих сказок, учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.99. Тема недели: Осенние дары природы. Тема: Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Программное содержание: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа, активизировать словарь детей; развивать память, мышление, связную речь; воспитывать положительные нравственные чувства. Лит-ра:Гербова В.В.ст.39 Тема недели: Перелетные птицы. Тема: Украинская народная сказка «Хроменькая Уточка». Программное содержание: Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.68. Тема недели: Я и моя семья. Тема: Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным» Программное содержание: Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев; видеть связь названия текста с его содержанием. Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с.84. НОЯБРЬ Тема недели: Осень. одежда, обувь, головные уборы. Тема: Произведения Н.Носова Рассказ «Живая шляпа». Программное содержание: Вспомнить творчество писателя Н.Носова; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес к любой книге, формировать умение осмысливать содержание произведения. Лит-ра: Гербова В.В.ст.54. Тема недели: Поздняя осень. Деревья кустарники. Тема: Стихотворение Е.Трутневой «Осень». Программное содержание: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение подбирать эпитеты, сравнения; активизировать употребление в речи глаголов. Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. с58 Тема недели: Осень. Дикие животные. Тема: «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамин-Сибиряк. Программное содержание: Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Лит-ра: О.С. Ушакова. Н.В.Гавриш. т 64 Тема недели: День матери. Профессии. Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!» Программное содержание: воспитывать уважительное отношения к маме; способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать, радовать. Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение. ДЕКАБРЬ Тема недели: Здравствуй, Зимушка-зима. Тема: Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег» Программное содержание: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на определенную тему. Лит-ра: О.С. Ушакова. Н.В.Гавриш. ст.78 Тема недели: Зима. Одежда, обувь, головные уборы. Тема: С. Маршак «Перчатки». Программное содержание: Закреплять знания о временах года, закреплять знания детей о домашних животных, диких животных, птицах. Знакомить с художественным произведением С. Маршака "Перчатки". Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; развивать образность речи. Тема недели: Зима. Зимующие птицы. Тема: Басня И.Крылова «Ворона и лисица». Программное содержание: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Лит-ра: О.С. Ушакова Н.В.Гавриш. ст.82 Тема недели: Дикие животные зимой. Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк». Программное содержание: Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, закреплять умение рассказывать от лица героя. Развивать память, воспитывать любовь к русским сказкам. Лит-ра:Гербова В.В.ст.75 Тема недели: Новогодний праздник. Тема: Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Программное содержание: Познакомить с новой сказкой, учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. Лит-ра:Гербова В.В.ст.57 ЯНВАРЬ Тема недели: Зимние забавы. Тема: Русская народная сказка «Снегурочка». Программное содержание: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Лит-ра: О.С. Ушакова. Н.В.Гавриш. ст.77 Тема недели: Наш дом. Бытовые приборы. Тема: Олеся Емельянова «Что включается в розетку». Программное содержание: Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; развивать образность речи. Тема недели: Продукты питания. Тема: Чтение сказки А.Ремезова «Хлебный голос». Программное содержание: Познакомить детей с литературной сказкой А.Ремезова, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. Лит-ра:Гербова В.В.ст.32 ФЕВРАЛЬ Тема недели: Дни благодарности и доброты. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб» Программное содержание: Познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского, учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; понимать и использовать в речи слова в их переносном значении, прививать любовь к животным и заботу о них. Лит-ра:Гербова В.В.ст.57 Тема недели: В мире театра. Тема: Чтение стихотворения С.Я.Маршака «В Театре для детей» Программное содержание: Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение; развивать интерес к художественной литературе; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; закрепить знания театров г. Новосибирск; продолжать знакомить с театральной терминологией. Тема недели: Зимушка хрустальная. Тема: Рассказ С.Иванова «Каким бывает снег». Программное содержание: Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. Лит-ра:Гербова В.В.ст.90 Тема недели: День защитника Отечества. Тема: С. Алесеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа. Программное содержание: Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни; развивать навыки пересказа литературного текста; учить применять в речи образные выражения, сравнения; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. Лит-ра: Затулина Г.Я. ст.107 МАРТ Тема недели: Транспорт. Тема: Н. Носов «Автомобиль» -чтение рассказа. Программное содержание: Вспомнить творчество писателя Н.Носова; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес к любой книге, формировать умение осмысливать содержание произведения. Лит-ра:Гербова В.В.ст.54. Тема недели: Мамин праздник. Тема: Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине". Программное содержание: Развивать интерес детей к художественной литературе. Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Формировать интерес к отгадыванию загадок. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать речь как средство общения. Рассказывание стихотворения с помощью мнемотаблицы. Поощрять рассказ детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Тема недели: Весна -красавица. Тема: Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки» Программное содержание: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; Лит-ра: О.С. Ушакова. Н.В.Гавриш. ст.104 Тема недели: Культура и народные традиции. Тема: Малые фольклорные формы ,Инсценировка песенок. Программное содержание: Поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; воспитывать любовь к устному народному творчеству. Лит-ра: О.С. Ушакова. Н.В.Гавриш. ст.101 Тема недели: Весна. Перелетные птицы. Тема: В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» - работа по содержанию стихотворения. Программное содержание: Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; формировать умение читать поэтическое произведение в лицах; побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; прививать любовь к природе. АПРЕЛЬ Тема недели: Весна. Дикие и домашние животные. Тема: Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь». Программное содержание: Познакомить со сказкой К.Ушинского, активизировать словарь варь детей, прививать любовь к животным и заботу о них. Лит-ра:Гербова В.В.ст.49 Тема недели: Космос. День космонавтики. Тема: «Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». Программное содержание: Познакомить детей с литературным произведением Н.Носова; учить определять характер персонажей; развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. Тема недели: День Земли. Тема: стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой». Программное содержание: уточнить представления о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь, имеются все условия: вода, воздух, тепло) ; сформировать представление о Земле как об общем доме для всех, который надо любить, беречь. Тема недели: Книжкина неделя. Тема: «Книжкины именины». Программное содержание: Воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений. Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи). Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении, в драматизациях. МАЙ Тема недели: День Победы. Тема: Е.Благинина «Шинель». Заучивание стихотворения. Программное содержание: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте); развивать память и внимание. Лит-ра: Затулина Г.Я. ст.108 Тема недели: Цветущая весна. Насекомые. Тема: Весна идет,весне дорогу! Чтение стихотворений о весне. Программное содержание: Чтение детям стихотворений о весне Ф.Тютчева, Е.Бартынского, приобщение их к поэтической речи. Лит-ра:Гербова В.В.ст68 Тема недели: Здравствуй, лето. Тема: Чтение рассказа В.Бианки «Май». Программное содержание: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации .С помощью рассказа познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны Лит-ра:Гербова В.В.ст.79
10 июля 2018 в 17:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.