Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны

Мастер- класс для педагогов «Технология ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания».

 Цель: оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания. Задачи:  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры дошкольников;  способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к театрализовано- экологической деятельности.

 Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Игра с залом - на экране появляются картинки. что общего между этими картинками (экология) что общего между этими картинками (сказка) как можно объединить эти два слова (экологическая сказка) А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка. Экологические сказки можно сочинять самостоятельно, а также дополнять уже существующие. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В основном используются народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В работе по экологическому образованию детей используется метод придумывания сказок самими детьми. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой. Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку. Хочется обозначить этапы работы с экологической сказкой: 

1 Чтение сказок.

 2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

 3 Театрализация сказок. 

4.Исправление ошибок в сказках. 

Разминка.

 Блиц-вопросы для выяснения экологической подготовленности. Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (Улитка) – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) – У какого зверя куст на голове? (лось). – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб) – Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти) – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать) – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) – Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.) – Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) – Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) – Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 

А сейчас я хочу предложить вам немного расслабиться и поиграть в шуточную игру «Концовки-обманки» или по-другому назвать «Добавь словечко».

 1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая). 

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима). 

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна). 

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

 5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел). 

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух). 

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин). 

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

 11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка). 

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова). 

Эта игра направлена на развитие у детей прежде всего внимания и конечно немного расслабляет. 

А мы продолжаем. Игра в группах. Предлагаю разделиться на две группы. 

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая. затем вы нам ее прочитаете. 

2 группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть ( Репка). 

Но так чтобы сказка приобрела экологическую направленность 

Дополнить сказку «Зайчик и Медвежонок». Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла ее мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зеленой травке. 

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе. Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу» Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик»,- возразила Маша. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.» 

Ошибки: 1. Скворцы улетают в теплые края 2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова. 3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку. 4. Белки в спячку не впадают. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут. 

Ну что ж, коллеги, вижу, что экологических знаний у вас достаточно, поэтому переходим к подготовке спектакля. Давайте представим, что мы с вами актеры в театре. 

Но для того, чтобы стать хорошими артистами нужно выполнить несколько упражнений. 

1. Игра-релаксация «Походка и настроение» (выполняется в кругу). Я попрошу вас показать движением и настроением: поймай бабочку;  полетать как орёл;  маленький щенок учится ходить;  кошка подкрадывается к кошке;  идём по кочкам на болоте.

 Настоящий актер должен уметь не только хорошо играть роль, но и уметь изображать своего героя без слов с помощью жестов, мимики, характерных движений. Это называется образная выразительность.

 Предлагаю потренироваться. изобразите используя мимику, жесты, позы, движения Игра «Ох, нелегкая это работа» Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то как: легкий цветок, то как щенка, то как мешок с золотым кладом, то как кастрюлю, полную до краев воды. 

Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае. Напомните мне пожалуйста, с какой целью мы выполняли эти упражнения (чтобы развивать образную выразительность и подготовить мимические мышцы лица). Как вы думаете, что ещё должен уметь актёр? Правильно и выразительно говорить, используя интонацию и силу голоса. Для этого все артисты и дикторы обязательно выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастики, интонационные упражнения. Произнести фразу «КАКАЯ СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» по очереди по кругу с разной интонацией: восклицание,  безразличие,  вопрос,  удивление,  огорчение,  страх,  подозрение. Произнести скороговорку «РОЕТ ЗЕМЛЮ СТАРЫЙ КРОТ, РАЗРЫВАЕТ ОГОРОД» с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно). 

Для чего мы выполняли эти упражнения? (для развития интонационной выразительности). Таким образом, мы подготовились к выступлению на сцене (развили образную выразительность и подготовили мимические мышцы лица, развили интонационную выразительность). Теперь давайте повторим правила поведения в театре. Как нельзя себя вести? /нельзя разговаривать, кушать, шуметь, вставать, ходить/. 

Заключение: Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации. 

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.

11 декабря 2022 в 12:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.