Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны

Консультация для педагогов «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка».

 Жизненный путь человека, с самого первого шага, немыслим вне мира живого. 

 В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним. Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по  большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям. Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

 Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе". 

В чем особенность экологических сказок? Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. 

Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе. Какова их роль? Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом, в этом плане, являются сказка. Сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Чему учат экологические сказки? Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. К таким произведениям относятся сказки и рассказы: - Е. Чарушин – Рассказы о животных, «Рассказы про зверей и птиц», «Зверята», «Про зайчат» - М. Пришвин – «Рассказы о животных», «Рассказы о животных малышам», «Разговор деревьев», «Этажи леса» - Н. Сладков – «Лесные сказки», «Сказки и рассказы о животных» - В. Бианки – «Первая охота», «Лесная газета» и др… Сказки и рассказы современных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова, - "Почему у земли платье зеленое",  А. Лопатина "Кто землю украшает",  А. Лопатина "Могучая травинка",  М. Скребцова "История одной Елочки". 

Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с детьми. Принципы составления экосказок: 

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация; 

 - в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ; 

- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано. 

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира. В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

 - сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового; 

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений; 

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию. 

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям. 

После чтения сказок или вовремя детям могут даваться задания: придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д. Проходит обсуждение текста Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки. 

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, наблюдения, театрализованная деятельность. 

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

11 декабря 2022 в 13:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.