Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны

Опыт работы «Организация особой предметно- пространственной среды для создания экологических сказок»

 Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Мы с ребятами не только читаем экологические сказки, мы научились их сочинять. В ходе наблюдений за живой природой, используя различные источники, мы находим различные экологические проблемы, которые записываем в "Жалобную книгу природы", которую создали вместе с ребятами. Затем, мы стараемся эти проблемы решить , как раз, с помощью придумывания, сочинения экологической сказки. Дети сами выбирают героев сказки, декорации. Если чего- либо нет, мы это изготавливаем, мастерим, подключаем родителей. Дети сами сочиняют экологические сказки, решающие различные экологические проблемы.

Для создания экологических сказок в нашей группе созданы особые условия:

-коллекции животных, насекомых, рыб, 

-макеты деревьев, 

-бросовый материал в контейнерах,

-цветы, травы,

-деревянный театр,

-резиновый театр,

-пальчиковый театр,

-костюмы для детей;

-театр би-ба-бо,

-экологические знаки,

-лоскутки ткани,

- макеты леса, луга, речки,

- и многое другое.

Стоит отметить, что многие предметы связаны крючком: герои- Эколята, дидактические коврики по временам года, деревья, доктор Айболит, енот, инопланетянин, эко- колобки; сшиты: гриб, Чудик, некоторые пальчиковые игрушки. 

91985d6ef019ec591101a33858907315.jpg

8bac49380ec19af4b4d545698396031c.jpg

b5e49f2641f653b987f0801a1d81e7df.jpg

Кроме того, дети умело используют предметы- заместители, которые могут найти во всех Центрах группы: это и счетные палочки, и различные конструкторы, и элементы дидактических игр и пособий. Если не хватает каких- либо декораций или героев, мы с детьми их мастерим: из бумаги, пластилина, бросового материала.

Такие настольные театральные постановки могут быть ситуативными, а могут быть и тщательно подготовленными.

Кроме настольного театра, мы с детьми придумываем спектакли с героями- детьми. Здесь тоже поддерживается детская инициатива, начиная от костюмов и декораций, заканчивая сценарием и распределением ролей. Такие спектакли, чаще всего, требуют большой предварительной подготовки. Здесь нам на помощь приходят специалисты детского сада и родители.

Свои знания, свой экологический опыт мы передаем детям из других групп нашего детского сада.

В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира.

В ходе сочинения экологической сказки, кроме интересных, полезных знаний, дети могут получить яркие впечатления от самого процесса создания сказок.


14 декабря 2022 в 16:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.