Персональный сайт педагога Самойловой Олеси Петровны

Опыт работы «Создание экологических сказок»

 Аннотация 

Данная методическая разработка раскрывает особенности использования драматизации экологических сказокдля эффективной работы с детьми старшего дошкольного возраста. 

Методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, психологам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также родителям в воспитании детей. Данная методическая разработка рекомендована для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

  В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов - все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и понятный для детей старшего дошкольного возраста-это экологические сказки.

 Экологические сказки несут знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной для детей форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.

Актуальность данной методической разработки заключается в экологическом воспитании детей доступным, интересным и понятным для дошкольников способом.

Новизна состоит в необычном подходе к сочинению экологических сказок. Основная образовательная область: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие. 

 Цель проекта: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки.

 Задачи проекта:

 - расширять знания детей по экологии; 

-развивать связную речь через драматизацию экологических сказок; -обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, -развивать мелодико-интонационную сторону речи через экологические сказки. -развивать коммуникативные способности детей. 

-совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию движений, пластичность. 

- воспитывать любовь к природе родного края. 

Предполагаемые результаты: 

-расширяются знания детей старшего дошкольного возраста по экологии. -посредством драматизации экологических сказок развивается связная речь, совершенствуется лексико-грамматический строй, обогащается словарный запас. 

-развивается инициативность и самостоятельность через драматизацию сказок, используя разнообразные средства выразительности.

 -совершенствуются мелкая и общая моторика, координация движений, пластичность.

 -развиваются коммуникативные способности детей.

 Необходимое оборудование: сценарии экологических сказок, наглядно-методические пособия к сказкам, костюмы и декорации для драматизации сказок. 

Информационная характеристика педагогического проекта 

Вид проекта: творческо-информационный, долгосрочный, групповой.

 Срок реализации проекта: 1 год. 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед, воспитатели. 

Предполагаемые итоговые продукты: Показ экологических сказок детям младшего и среднего возраста ДОУ, фотоотчёт драматизации экологических сказок, презентация проекта. 

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте 

Особую роль в экологическом воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.  Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в родном поселке, на аллее, а в условиях дошкольного учреждения - на участке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей. Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.  Экологическое образование - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. 

Роль драматизации в дошкольном образовании 

Детский сад – это место, где ребенок находится большую часть времени, где он получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Одна из целей образования, согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам, является "воспитание любознательных, активных, физически развитых, эмоционально отзывчивых детей овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками". Для воспитания этих качеств используются различные методы, один из методов «драматизация». Драматизация способствует самовыражению ребенка, его самоутверждению в группе сверстников. Драматизация развивает речь, эмоции и чувства, решает вопросы социализации детей, коммуникативности, учит выходить из трудных ситуаций. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, воспитание. В игре развивается чувство коллективизма, воображения, целеустремленности, сообразительности, организованности. Драматизация - это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово, движение, действия. Этапы драматизации включают в себя знакомство со сказкой, распределение ролей, освоение сказки, репетиции сказки, показ сказки зрителям. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, изображают действующих лиц, ведут диалоги. Особенно яркую окраску приобретает драматизация, если изготовлены декорации, костюмы, маски. Характерное для драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения, способствует совершенствованию умственного развития и совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается память, у ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй. Содержание инсценировок имеет нравственную направленность. Это дружба, доброта, честность, смелость. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов, поскольку отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать положительным персонажам.

  Этапы проекта 

1 этап – подготовительный 

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей. 

Формы работы: 

- Сбор информации, подборка методической, справочной, художественной литературы, дополнительного материала. 

- Информирование родителей о реализации данного проекта.

 - Составление перспективного плана по данному проекту. 

- Подбор материала и оборудования для драматизации сказок. 

2 этап – основной (практический) 

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей и родителей по использованию экологических сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. 

План взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста 

1.Показ мультипликационных фильмов «Муравьишка хвастунишка», «Лесные путешественники», «На лесной тропе», «Приключения муравьишки». 

Задачи: способствовать формированию ответственного отношения к природе дошкольников посредством мультипликации.

 2.Мультимедийное оборудование: знакомство со сказками о природе («Шел я, шел и сказку нашел» А. Дитрих, «Кто, о чем поет?» В.Бианки, «Как ежик шубу менял» А. Суконцев, «Ежик и хитрая белочка» М.Рапов, «Волк и собака» Л.Толстой)

Задачи: расширять, обогащать и углублять знания детей о природе, развивать познавательный интерес к явлениям и объектам природы, эмоциональную активность и способность к сопереживанию. 

3.Чтение художественной литературы, заучивание с детьми стихотворений о лете, цветах, травах, насекомых, грибах, птицах, животных, природных явлениях. 

Задачи: развивать чувство ритма, умение интонационно передавать явления и объекты природы, формировать умение чувствовать, эмоционально откликаться на стихотворный текст. 

4.Прогулка и экскурсии в парковую зону "Березовая аллея", "Парк елей".

Задачи: закреплять характерные признаки лета; формировать знания о временах года, о деревьях, кустарниках, птицах и умение их узнавать по определенным признакам, закреплять правила поведения в природе.

5. Настольно-печатные экологические игры «Парное лото», «Где растет?», «Растительный мир», «Животные», «Насекомые», «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Что такое хорошо, что такое плохо».

Задачи: закреплять знания детей о различных видах животных, растений, явлений, формировать навыки бережного отношения с окружающей природой, развивать любознательность, внимание и память. 

6.Создание  «Книги жалоб природы». 

Задачи: привлечь внимание детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе в процессе творческой деятельности. 

7.Создание предметно- пространственной среды для драматизации экологических сказок (коллекции животных, растений, насекомых, рыб, декорации, бросовый материал, кусочки ткани, разного вида театр, игрушки, изготовленные своими руками и т.д.).

Задачи: создать условия для творчества детей.

8.Сочинение коротких ситуативных сюжетов.

Задачи: воспитывать ответственное и доброжелательное отношение к природе, развитие мышления, воображения, развитие связной речи детей.

5ec7a69dc1b9f3e7eeb9887e65f91896.jpg

da4bf6a65cc8b651ffe1388c5a5cdd61.jpg


9. Этапы работы над драматизацией экологических сказок

 Подготовительный этап 

Вся работа по подготовке к драматизации осуществлялась поэтапно. 

1. Подбор сценария драматизации

 Руководство драматизации экологических сказок, начиналось с отбора литературных произведений, сценариев.

 При выборе сказок старались подобрать текст доступный и понятый детям старшего дошкольного возраста. 

2. Знакомство детей с экологическими сказками. 

Цель: Помочь детям осмыслить идею экологических сказок, выразить эмоциональное отношения к действиям и героям сказок, оценивать характеры персонажей, вызвать сопереживание живому организму, формировать ответственное и доброжелательное отношение к природе через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. Выразительное чтение педагогом сказок с использованием иллюстраций. После прочтения сказок, с детьми проводились беседы с целью погружения детей в сюжет сказок и более глубокого осмысления содержания. 

3.Рисование эпизодов сказок. Повторное рассказывания сказок педагогом с опорой на наглядность. Для лучшего запоминания сказок использовали ИКТ (магнитофон, просмотр мультфильмов, показ слайдов). Это помогало воспитанникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. 3. Пересказ сказок детьми. Затем дети пересказывали экологические сказки, с опорой на наглядность, по ролям, по цепочке, по схеме.

 Основной этап работы над драматизацией экологически

 Перед детьми ставили цель: научить малышей бережно относится к природе. 1. Работа над ролью 

Цель: Помочь детям понять эмоциональное состояние каждого героя сказки с помощью голоса мимики, жестов, движений, соединение движений с музыкой. Учить передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх, боль, модулировать голосом говорить громко, тихо, грубо. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами в диалоге. Дошкольникам предлагались следующие задания: 

-Составление словесного портрета героя. 

-С помощью мимики лица показать радость, грусть, удивление испуг, страх героев. 

 -Жестами изобразить радость, грусть, удивление испуг, страх.

 -Показать характерные движения животных и насекомых. 

-Передать голосом интонацию героя (громко, тихо, шепотом). 

-Самостоятельно выбрать и представить любого героя в определенном настроении, движении. 

С выученными словами разыгрывали этюды сказок. 

На этом этапе дети учились не только изображать персонажей, но и озвучивать их. Обыгрывание мини-сценок.

Импровизируя, дети самостоятельно распределялись по группам, выбирали конкретный эпизод сказки, распределяли между собой роли и показывали минисценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливались к драматизации экологической сказки. 

2. Работа над интонационной выразительностью речи

 Цель: Совершенствовать у детей выразительные средства речи (интонация, логическое ударение, темп и ритм, логические паузы, сила голоса). Формирование выразительных средств для воплощения замысла и правильного звукопроизношения осуществлялось с помощью:

 -речевых упражнений «Скажи так», «Какой, какая?», «Повторялки»и другие. -артикуляционной гимнастики «Блинчик», «Заборчик», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Трубочка» и другие. 

-дыхательной гимнастики «Листочек», «Ветерок», «Лепесток»и другие. -пальчиковой гимнастики «Ёжик», «Цветок», «Огонёк»и другие. 

3. Распределение ролей 

Цель: Помочь детям распределить роли, учитывая их индивидуальные и речевые особенности. 

Распределяя роли, старались, чтобы были задействованы все дошкольники. Участниками спектакля были и деревья, кусты, ветер, цветы. 

4. Совместная деятельность педагогов с детьми по изготовлению костюмов, декораций 

Цель: Расширять представления детей о процессе подготовки спектакля. Создавать условия для закрепления у детей имеющихся знаний, умений и навыков в создании коллективных работ (оформления афиши, изготовления декораций, умений планировать и распределять работу между участниками). Продолжать развивать коммуникативные навыки детей. Творческая деятельность детей и педагогов. 

5. Формы взаимодействие с родителями 

Цель: Раскрыть перед родителями значимость драматизаций экологических сказок. «Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список рекомендаций по чтению экологических сказок, просмотру и обсуждению мультфильмов по сказкам дома с ребенком Памятка для родителей «Как организовать театрализованную деятельность в семье» Консультация «Игры-драматизации- как эффективное средство развития речи дошкольников» Сочинение экологических сказок совместно с детьми. Оформление родительского уголка «Почитайте наши сказочки» (ежемесячная смена экологической сказки на стенде). 

6. Репетиция 

Цель: Закрепить у детей правила драматизации экологической сказки с использованием всех средств выразительности. 

Правила: -смотреть друг на друга 

-держаться свободно, не опускали головы 

-говорить громко 

На этом этапе также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отработанная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

 Итоговый этап. 

-представление коротких сказок собственного сочинения,

-показ сказки "спасение Ромашки".


199480d428aa1415141ba1898cbaaa63.jpg

 2. Обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему нужно беречь природу? Что может каждый сделать для окружающей его среды? Как улучшить, как сохранить, как пользоваться дарами природы? 

3 этап – заключительный 

Задачи: презентация продукта деятельности.

 Формы работы: 

1. Подведение итогов проекта.

 2. Оформление презентации проекта. 

Практический материал по реализации проекта (фотоотчёт драматизации экологических сказок, презентация проекта, показ экологических сказок детям младшего и среднего возраста ДОУ) 


Заключение

 Проведенный проект показал, что драматизация экологических сказок является важным средством экологического воспитания детей. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к драматизации экологических сказок.  В доступной и занимательной форме рассказывали зрителям (детям младшего и среднего возраста) о культуре общения с лесом, лугом, рекой и разумном использовании их даров. 

 Перспектива развития проекта: 

- продолжать работу по теме проекта

 -драматизация сказки для показа за пределами ДОУ. 

 Список используемой литературы: 1.Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.//Вопросы психологии.- 1993.-№ 5. с.39-43. 2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с. 3.Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-40с. 4.Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с. 5.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: ЦГЛ, 2003.- 128с. 6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания дошкольников.- М., 1993. 7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с. 8. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с. 9.Рыжова Н.А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.- 200с. 10.Шорыгина Т.А. Зел ные сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.- 104с. 11.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

14 декабря 2022 в 19:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.